Сайт учителя-дефектолога Егоровой Дарьи Петровны

Дыхательная гимнастика в развитии речи детей с ОВЗ

 Источникомобразования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких черезгортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыханиеобеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальнойгромкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи иинтонационной выразительности. 

Нарушенияречевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидныхразращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. 

Такиенесовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох,речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательновлияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильнымвоспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющиеослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются впроизнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушаетсяплавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Частотакие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчегоречь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждаетговорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая кразвитию у ребенка с ОВЗ речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролироватьвремя выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развиваетсяспособность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во времяпроведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностьюдыхания. 

Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос -"набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой,не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот,нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос,можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добиратьвоздух при помощи частых коротких вдохов.

Припроведении игр, направленных на развитие у ребенка с ОВЗ дыхания, необходимоиметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могутвызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени(можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другимиупражнениями.

Перечисленныениже игры и упражнения помогут научить ребенка с ОВЗ плавно выдыхать через ротсильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения дляразвития плавного ротового выдоха

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротовоговыдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите ниткудлиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг отдруга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

 


 

 

 

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагаетпоиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки!Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь тыпопробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них.Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобыне закружилась голова.

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха;активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). 
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки.Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можноиспользовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение"дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой.Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подутьребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подулветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так ив группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Осенние листья

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизациягубных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букетосенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьтеих в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке.Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давайподуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детейдует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издаютлистья.

Листопад

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизациягубных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумагижелтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. 
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминаетдетям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные,желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листьяпо земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, покавсе листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностьюосуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберемлисточки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяетсяснова.

Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха;активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежокпадает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, детиповторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Одуванчик

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот;активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растутодуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков ужеотцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобыслетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз,но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькиепарашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детейдует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головкецветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру "Дед или баба?":
- Давайте поиграем в игру "Дед илибаба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветкане осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинкиостались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у когополучился дед!

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизациягубных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можноизготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Покажите ребенку вертушку. На улицепродемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затемпредложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Воткак завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так ив группе детей.

 

 

Песня ветра

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизациягубных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра". 
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенкарасстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него.Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложитеподуть сильнее - звук стал громче.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра может проводиться как индивидуально, так и вгруппе детей.

Летите, птички!

Цель: развитие длительного направленного плавногоротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги(оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенкакладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы онаулетела как можно дальше (дуть можно один раз).
- Какая красивая у тебя птичка! А она умеетлетать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни инабери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроитьсоревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждаеттот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надувалищеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизациягубных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. 
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 смот ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть накарандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаетребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш напротивоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, иперекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроитьсоревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть накарандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Весёлые шарики

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха;активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см.предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затемвозьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столомнапротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился напротивоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попална твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию,на противоположную сторону стола.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха;активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушныйшар. 
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйтена шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьтевоздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так,чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз.Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненнымгазом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу(желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы онулетел как можно дальше вперед.

 

 

 

 

 

 

 

Если игра проводится в группе, можно организоватьсоревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив другалицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть.Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можноразделить территорию при помощи ленточки или веревки).

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха;активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в которомплавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик,так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик,затем предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим вплавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль.А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенкупокататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками накраях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть нетолько сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случаеорганизуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

Уточки

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха;активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другиелегкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показываетребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
- Представь, что это озеро. Пришла на озеро уткас утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подутьребенку. Затем игра усложняется.
- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утказовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротовоговыдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру вгруппе детей.

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучениеумению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опуститекоктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будутподниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочкуи подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А еслиподуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценитьсилу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок изпакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начатьпить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевуюводу). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ваткина столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем - ребенок можеткусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можноиспользовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку вгубах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать носмалыша пальцами и предложить подуть снова.

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губныхмышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра,жидкость для мытья посуды.
Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как оннаучится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, неперегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затемвозьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенкавырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когдапены станет много, можно подуть на нее.
- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость дляпосуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку идую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперьты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятияхнаучатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п.,можно проводить такое занятие в группе.

День рождения

Цель: развитие сильного длительного плавного ротовоговыдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки дляторта; игрушечный мишка.
Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу ивоткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождениямишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду,пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затемторжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.
-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняетсяодин (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помогимишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобывыдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него естьнесколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свечане потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могутверно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. Вэтом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листаплотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролироватьнаправление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 смот ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко неследует.
Для последующих игр с задуванием пламениподбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике.Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целяхбезопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредитьребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха;активизация губных мышц. 
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не даваяупасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, чтодуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

27 декабря 2018 в 15:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.