Сайт учителя-дефектолога Егоровой Дарьи Петровны

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в  развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.

Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.

Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.

Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный  и наилучший  способ  помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в  процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической  атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.

При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, главная роль отводится педагогу - психологу, который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком  квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание  психолого – педагогического  сопровождения  реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами  психолого - педагогического сопровождения  являются:

1. Изучение личности ребенка  и  его родителей,  системы их отношений.

2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование  сохраненных ресурсов  положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.

3. Информирование родителей  о системе  ПМПК, задачах и возможностях  психолого - педагогической и  медико– социальной помощи.

4. Развитие детско - родительских отношений.

5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и  социально-психологические проблемы ребенка путем  активного  привлечения  родителей в психо - коррекционный процесс.

6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи  и  условий ее оказания.

7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.

8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

9. Способствовать преодолению психологических барьеров.

Основные этапы процесса психологического сопровождения:

1 этап

· Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

· Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

· Психолого -  педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

· Определение модели воспитания, используемой родителями  и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).

2этап

· Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

· Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

· Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

· Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.

· Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый  год», « 8 марта», « День матери» и др.)

· Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап

· Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:

1.Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных,  безопасных условий.

2.Гуманно - личностный   –  всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я - концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать  только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4.Принцип  деятельностного подхода  –  психологическая помощь  осуществляется с  учетом  ведущего  вида  деятельности ребенка (в игровой  деятельности),  кроме того,  необходимо ориентироваться  также  на тот  вид  деятельности, который  является личностно - значимым  для  ребенка.

5.Принцип конфиденциальности  -  вся информация, полученная о  ребенке и  его  семье,  не распространяется за пределы  ДОУ, без  соответствующего  разрешения  родителей  или  законных  представителей ребенка.

ФОРМЫ РАБОТЫ С  РОДИТЕЛЯМИ.

1. Коллективные  формы взаимодействия:

v Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания  коррекционно – образовательной  работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.

v Групповые родительские собрания. Проводятся  специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.

v « Дни  открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.

v Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

v  Круглые столы,  где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.

v Проведение  совместных праздников и развлечений, где родители  могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком  ( мама  рядом).

v Совместные тренинги для родителей  по  оптимизации детско – родительских отношений

2.Индивидуальные формы работы :

v Анкетирование родителей  проводятся  по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости  с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.

v Беседы и консультации специалистов . Проводятся  по запросам родителей и по плану индивидуальной работы  с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам  коррекции, образования и воспитания.

v Родительский час. Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

v Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях  с целью обучения их приемам и способам работы  с особым ребенком.

v « Служба доверия» или  « Почтовый  ящик» -  организация обратной связи  для родителей. Работу службы обеспечивают  администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями, отзывами и  пожеланиями родителей с целью оперативного реагирования администрации  ДОУ на различные ситуации и предложения.

v Использование современных устройств для общения с родителями : виртуальное общение  с  родителями  через  Интернет, использование сотовой связи

3.Формы  наглядного информационного  обеспечения :

v Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений .Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с  целью  информирования родителей  об организации  коррекционно - образовательной работы в ДОУ.

v Выставки детских работ. Проводятся  по плану  воспитательно  – образовательной  работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации  интереса  родителей  к  продуктивной деятельности  своего ребенка.

v Открытые занятия специалистов и воспитателей .Задания и методы работы подбираются в форме,  доступной  для понимания родителями  с целью  создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей  и  наглядного обучения родителей методам и формам  дополнительной работы  с детьми в домашних  условиях.  Участие в таких занятиях стимулирует родителей,  вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему

v Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования  родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка , воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную  деятельность  и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи,  близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется  активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и  терпеливые усилия всех участников образовательного процесса,  основанные на принципах  доверия и взаимопомощи  могут дать положительные результаты.  Сплочение и общая цель  способствуют  личностному  росту и развитию не только детей с ограниченными  возможностями,  но и их родителей и даже специалистов.

27 декабря 2018 в 14:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.